Новости юриспруденции

Может коснуться каждого: эксперты рассказали, что изменится в работе адвокатов

  • 19 Декабря, 2023

В прошлом году россияне заплатили за услуги правового характера более 135 миллиардов рублей, сообщили в Росстате. В Минюсте, в свою очередь, обеспокоены тем, что граждане нередко обращаются к неквалифицированным юристам или откровенным мошенникам. Чтобы урегулировать ситуацию, на Петербургском международном юридическом форуме в 2024 году планируют представить концепцию адвокатской монополии. Подробнее о том, кто и на каких основаниях будет защищать россиян в судах — разбирался шеф-редактор Business FM Петербург Максим Морозов.

В последнее время в развитии российской адвокатуры наблюдаются два диаметрально противоположных вектора. Первый образно сформулировала Валентина Матвиенко, которая недавно заявила, что президентов палаты адвокатов и нотариальной палаты нужно переименовать, потому что президент в России должен быть один. Это вполне соответствует вектору по огосударствлению адвокатуры, проявлением которого называют учреждение Единого государственного реестра адвокатов и планы по созданию в каждом регионе государственных юридических бюро. Вместе со своего рода кнутом, который больно бьёт по независимости, власти используют и пряник в виде адвокатской монополии, согласно которой в скором времени выступать в судах смогут только адвокаты. О непростых отношениях адвокатуры и власти на примере дружественного Ирана рассказала президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина, недавно вернувшаяся из командировки в Исламскую Республику:

Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина
В Иране две адвокатуры. Почему две? Замминистра мне рассказал: «Адвокатура сказала, что их будет, условно, тысяча человек, больше не надо». Минюст, в свою очередь, заявил: «К адвокатам очереди!», адвокаты отвечали: «Мы хотим, чтобы нас было мало, чтобы у нас были дела». Минюст посчитал, что поскольку существовали очереди, должно быть больше адвокатов, и необходимо допустить на квалификационный экзамен хотя бы одного судью. Адвокаты сказали: «Нет». Тогда министерство создало вторую адвокатуру, по численности большую, чем независимая. Кстати, независимую адвокатуру на все официальные мероприятия просто не позвали. Когда я сказала: «Мне бы надо встретиться и с совсем независимой адвокатурой», мне ответили: «Да, она находится в конце города, вам туда час ехать, съездите, встретитесь с ними, пожалуйста». Это я рассказываю про другую страну, про другие законы, про то, как бывает.

Среди тем, которые вызывают острую дискуссию, можно назвать подчас непростые взаимоотношения между адвокатами по соглашению и адвокатами по назначению, а также сложности с интеграцией в корпорацию бывших силовиков, которые после увольнения из правоохранительных органов нередко получают статус адвоката. Как гармонизировать отношения? Своими предложениями на научно-практической конференции «Российская адвокатура — пути развития» поделился первый вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Дмитрий Подпригора:

Первый вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург» Дмитрий Подпригора
Я предлагаю изменить порядок прохождения стажировки в адвокатуре. Во-первых, стажировка должна быть обязательной. Второе, я считаю, что стажировкой должны руководить не адвокатские образования и адвокаты. Стажировкой должна руководить адвокатская палата соответствующего региона, которая будет определять, какое количество стажёров необходимо, с какими адвокатами они будут проходить стажировку. Кроме того, стажёр будет постоянно приходить на комиссию и отчитываться, как проходит его стажировка. Чтобы было понятно, что это за человек. Теперь то, что касается адвокатов по назначению. Я думаю, что уже назрела необходимость внести определённые поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и обеспечить финансовое покрытие работы таких адвокатов, в том числе, как минимум, со специалистами. Извините, если вы работаете со своим доверителем по 51-ой статье, кто будет оплачивать работу специалиста? И то, что касается финансового положения адвокатов. Возможно, стоит продумать установление тарифной политики в адвокатуре, — ввести минимальные ставки, которые должны быть по определённым категориям дел. Мне кажется, что это послужит до определённой степени выравниванию материального положения адвокатов.

В связи с тем, что Россия выходит либо приостанавливает членство в различных международных организациях, а также прекращает исполнять некоторые договоры с недружественными странами, возникают вопросы о полномочиях российских адвокатов за рубежом. Рассказывает член комиссии по международному сотрудничеству Адвокатской палаты Петербурга Светлана Гарсиа:

Член комиссии по международному сотрудничеству Адвокатской палаты Петербурга Светлана Гарсиа
Если, допустим, между Россией и иностранным государством нет какого-то международного договора, который регулировал бы признание исполнения решений судов какой-то конкретной страны в России, и наоборот, то мы можем применить принцип взаимности. Чтобы за границей было бы возможным исполнить решение суда России, мы должны показать, что мы в России тоже исполняем решения судов этой конкретной страны. Естественно, это всё может написать в своём заключении адвокат, и потом заключение представляется уже в суд. У меня даже нет электронной подписи, я просто сканирую документ, отправляю, и у судов никогда не возникает сомнений в том, что это документ, которому можно доверять. Если мы обратимся к сайту Гаагской конференции по международному частному праву, то сможем увидеть, что не только суды, прокуратура, но также нотариусы и адвокаты могут направлять запросы на основании Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам.

Если же вернуться к статусу адвоката, то его можно будет лишиться только потому, что адвокат более года отсутствует в России. Как это соотносится с конституционной нормой о свободе выбора места жительства, и в чём здесь дисциплинарное нарушение — непонятно, однако резонансную поправку уже одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности.